Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с.п. Псыкод» Урванского муниципального района КБР РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета УТВЕРЖДАЮ И.о.директора МКОУ СОШ с.п.Псыкод Аунусова М.И. приказ № 142 от 30.08.2024 Протокол №1 от 29.08.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования на 2024 – 2025 учебный год Урванский муниципальный район, Кабардино-Балкарская Республика.2024 Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.п.Псыкод» Учебный план основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с.п.Псыкод муниципального района КБР (далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с.п.Псыкод Урванского муниципального района КБР, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа с.п.Псыкод Урванского муниципального района КБР начинается 02.09.2023 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 6-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 32 часа, в 6 классе – 33 часа, в 7 классе – 35 часов, в 8-9 классах – 36 часов. В ОО осуществляется координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами. Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 2 часа для 5 класса, 2,5 часа для 6- 8 классов, 3,5 часа для 9 классов. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа с.п.Псыкод Урванского муниципального района КБР языком обучения является русский язык. По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов РФ, государственных языков республик РФ – кабардиночеркесского. При реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» История России в 9 классе увеличено на 14 учебных часов (2,5 часа выделено на предмет История). Количество часов на физическую культуру в ОО составляет 2 в 5,6,9.10 классах, третий час реализуется образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта. Специфика части, формируемой участниками образовательных отношений На основании результатов анкетирования обучающихся проводимой администрацией ОО, с целью изучения запросов, интересов к изучаемым предметам, а также с учетом кадрового, учебно – методического и программного обеспечения образовательного процесса была сформирована часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. Часы, отведенные на данную часть учебного плана, использованы на увеличение учебных часов, что обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). 5 класс – география 1час, биология 1час 6 класс – биология 1 час 7 класс - биология 1час, физкультура 1 час 8 класс- по 0,5 ч для реализации национально-регионального компонента по истории Кабардино-Балкарской Республики и географии Кабардино-Балкарии, 1 час физкультура 9 класс – история КБР 0,5 часа ( модуль в истории) Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы учебного плана оцениваются по четвертям. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с.п.Псыкод Урванского муниципального района КБР. Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметная область Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Учебный предмет Русский язык Литература Родной (кабардиночеркесский ) язык Количество часов в неделю 5аб 6аб 7а 8аб 9а 5 3 2 3 3 2 6 3 2 4 2 2 3 2 2 Родная (кабардиночеркесская) литература Иностранные языки Математика информатика 1 1 Английский язык 3 3 5 5 и Математика Алгебра 0 0 Геометрия 0 0 Вероятность и 0 0 статистика Информатика 0 0 История 2 2 Общественно-научные предметы Обществознание 0 1 География 1 1 Физика 0 0 Естественно-научные предметы Химия 0 0 Биология 1 1 Искусство Изобразительное 1 1 искусство Музыка 1 1 Технология Труд (технология) 2 2 Физическая культура Физическая культура 2 2 Основы безопасности и Основы безопасности и 0 0 защиты Родины защиты Родины Основы духовно- Основы духовно- 1 1 нравственной культуры нравственной культуры народов России народов России Итого 30 32 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса География 1 0 История 0 0 Биология 1 1 История КБР 0 0 География КБР 0 0 Физическая культура 0 0 Итого 2 1 ИТОГО недельная нагрузка 32 33 Количество учебных недель 34 34 Всего часов в год 1088 1122 1 1 1 3 0 3 2 1 3 0 3 2 1 3 0 3 2 1 1 2 1 2 2 0 1 1 1 2 1 2 2 2 2 0 1 2,5 1 2 3 2 2 0 1 2 2 0 1 1 2 1 0 1 2 1 0 0 0 33 34 35 0 0 1 0 0 1 2 35 34 1190 0 0 0 0,5 0,5 1 2 36 34 1224 0 0,5 0 0 0,5 0 1 36 34 1224 План внеурочной деятельности ООО Внеурочная деятельность обучающихся 5-9 классов МКОУ СОШ с.п.Псыкод осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания, которая реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания. Нормативно-правовая часть Нормативно-правовой и документальной основой плана организации внеурочной деятельности являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12) № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-1672 от 18.08.2017 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03-ПГМП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03«О направлении методических рекомендаций» (Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования). Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном». Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/. Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности https://edsoo.ru/download/611?hash=8e684a40980cb4f1c641970114711ecc Устав школы «Положение об организации внеурочной деятельности ОО». Реализация плана в соответствии с требованиями ФГОС (общие характеристики) На этапе основного общего образования в МКОУ СОШ с.п.Псыкод приоритетной стала модель плана внеурочной деятельности с преобладанием учебно- познавательной деятельности, наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций в ОО Цель направлена на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от форм, используемых преимущественно на урочных занятиях. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач: -обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; -установление требований к воспитанию и социализации учащихся на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; -обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; -взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; -выявление и развитие способностей учащихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; -организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; -участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; - включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; - социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности. Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программой воспитания. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя, в соответствии с ФГОС и основной образовательной программой основного общего образования 5-9 классов : внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;) На внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической культурой) еженедельно отводится - от 2 до 4 часов; внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности). На внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности – 1 час; внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство, включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков. На внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся еженедельно от 1 до 2 часов; - практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Подготовка и проведение знаковых мероприятий: мероприятия к праздничным датам, Дням воинской памяти. внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.; На деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1 - 2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности); Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю. При проведении занятий внеурочной деятельности классы могут делиться на группы. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 5-9 классах составляет 40минут. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся; сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Согласно реализуемых в ОУ программ внеурочной деятельности осуществляются такие формы организации занятий как: -учебный модуль -практикум -клубы по интересам -предметные кружки -научные общества -секции -студии -заочные путешествия -образовательные путешествия -исследования -мини-проекты и проекты -круглые столы -конференции -презентации, выставки творческих работ -соревнования, конкурсы и олимпиады -общественно-полезные практики -деловые игры, тренинги и пр. Реализация плана образовательного учреждения План внеурочной деятельность основного общего образования обеспечивает соблюдение преемственности программ по содержанию и уровню результатов с планом ВД НОО. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностейи потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей республики. Инвариантная (обязательная) часть 1. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением ж собственным поступкам. 2. Профориентационный минимум (Россия –мои горизонты» вводится для обучающихся 6-9 классов школы, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Все виды активности в рамках Профориентационного минимума (видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия) разрабатываются с учетом всех особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. 3. Формирование функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности). Вариативная часть 1. Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы «Национальный этикет» в 5-8 классах - изучение традиций и обычаев коренных народов КБР –1 час в неделю. «Занимательная биология», «Юный химик», «Практикум по физике» в центре Точка Роста 5-9 классы -1 час в неделю, подготовка к ОГЭ по русскому языку. «Семьеведение»5-9 классы -1 час в неделю 2. Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей «Школьный спортивный клуб» в 9 классе для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся на уровне основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих физическому и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. «Школьный театр» - реализуется в 5-9 -х классах для обеспечения духовно-нравственного и творческого развития обучающихся и их ранней профориентации в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. План внеурочной деятельности уровень ООО на 2024-2025 г.г. Направление Инвариативная часть Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных Мероприятий на уровне образовательной организации Внеурочная деятельность направленная на формирование Функциональной грамотности обучающихся Вариативная часть Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы Название Форма организации Количество часов в неделю 5 6 7 8 класс класс класс класс 9 класс «Разговоры о важном» Просветительская беседа 1 «Профминиум (Россия- мои Смешанные виды деятельности: горизонты)» беседа, экскурсия, встречи с интересными людьми 1 1 1 1 1 1 1 1 « Функциональная грамотность: учимся для жизни » 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0,5 0,5 Практикум Национальный этикет Кружок «Занимательная биология» Кружок «Юный химик» Кружок 0.5 0.5 Практикум по физике Кружок 0,5 0,5 Подготовка к ОГЭ Практикум Семьевединие Внеурочная деятельность по Школьный спортивный клуб развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных Школьный театр потребностей и интересов, самореализации обучающихся ( до 2) Итого: Беседа Спортивная секция 1 1 1 1 1 1 Студия 1 1 1 1 5,5 6,5 5 6 7