10. Положение о библиотеке

Къэбэрдей- Балъкъэр республикэм Аруан куейм и
щIыпIэ администрацэ щIэныгъэмкIэ
муниципальнэ кIэзонэ IуэхущIапIэ с.п.Псыкуэд
къуажэм и
«Курыт еджапIэ »

Къабарты-Малкъар республиканы Аруан
районуну администрациясы орта билим
берген муниципал казна учреждения
с.п.Псыкоду «Орта билим школу » Урван
району КМР

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.п.Псыкод»
Урванского муниципального района КБР
361303, КБР, с.п.Псыкод ул.Ленина, 1
Электронная почта - sochpsikod@mail. ru

Принято на заседании
педагогического совета
протокол №1
от 30.08.2021 г.

Телефон(886635) 4-10-35
Адрес сайта - http://www.psikod.ru/

Утверждено
приказом директора
от 30.08.2021 г. №134-ОД

ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о библиотеке общеобразовательной организации
разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021
года и ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» в редакции от 11 июня
2021 года, с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности» с изменениями от 1 июля
2021 года, а также Устава общеобразовательной организации и других
нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих
деятельность общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает
основные принципы, задачи и функции библиотеки в школе, определяет
организацию деятельности, управление, порядок пользования школьной
библиотекой, а также регламентирует права и обязанности пользователей и
работников библиотеки общеобразовательной организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции
библиотеки общеобразовательной организации, которая способствует
формированию культуры личности учащихся школы и позволяет повысить
эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательной
деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и
определяет уровень требований к библиотеке как к структурному
подразделению общеобразовательной организации.
1.5. Школьная
библиотека
является
структурным
подразделением
образовательной организации, участвующим в учебно-воспитательной
деятельности в целях обеспечения права участников образовательной
деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в
соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а
также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим
многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и
справочными документами учитывается при лицензировании образовательной
организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об
образовании в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и
бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и других работников
общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы родителей
на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся
возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных

образовательных стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного
выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации,
решениями соответствующего органа управления образованием и Уставом
общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля
2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с
изменениями 2 декабря 2019 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том
числе труды руководителей национал - социалистической рабочей партии
Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или
оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической,
социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального
закона № 114-ФЗ относятся:
 официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
 материалы,
авторами которых являются лица, осужденные в
соответствии с международно-правовыми актами за преступления
против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
 любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального
закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список
экстремистской
литературы,
утвержденный
федеральным
органом
исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации.

2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
библиотеками определяются в Правилах пользования библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и
качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной
безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования
учащихся и педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся,
педагогам, родителям (законным представителям) учащихся — доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов на различных
носителях:
 бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
 цифровом (DVD -диски);
 коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя: обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов,
формирование
комфортной
библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время
получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного
фонда.
4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная.
4.2.
Формирует
фонд
библиотечно-информационных
ресурсов
общеобразовательной организации:
 комплектует
универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях
информации,
учитывая
Федеральный
список
экстремистской
литературы, запрещенной к распространению на территории Российской

Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной
власти;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю общеобразовательной организации;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
 обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
 способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах,
телекоммуникационных
проектах
в
системе
дистанционного обучения);
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя
и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний,
умений и навыков работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих
в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей,
и читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 создает банк педагогической информации как основы единой
информационной
службы
общеобразовательной
организации,
осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам,
разделам и темам;
 способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
 консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету
библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с
установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных,
групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических
обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров,
викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и
благоприятные условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного
фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной
библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в
работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного
фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном
помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда
общеобразовательной организации.


5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с Федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
учебным
и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения
нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета.
Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на
улучшение
материально-технической
базы
библиотеки,
подписку
профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности
аппаратуры, оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии
с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий,
создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор
школы в соответствии с Уставом общеобразовательной организации.

5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в
соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательной
организации.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается
выделение:
• двух
часов
рабочего
времени
ежедневно
на
выполнение
внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические
документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет
ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую очередь, за
комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание комфортной
информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(педагог – библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей
компетенции перед директором школы, обучающимися, их родителями
(иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором
и Уставом общеобразовательной организации.
6.3.
Педагог-библиотекарь
(библиотекарь)
назначается
директором
общеобразовательной организации, является членом педагогического
коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) отвечает за организацию работы
библиотеки и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о
работе, которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются
директором. Годовой план работы библиотеки является частью общего
годового плана общеобразовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие
необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям
квалификационной
характеристики
по
должности
и
полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с
расписанием работы общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня
выделяется на выполнение внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в
библиотеке проводится санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими
нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.

6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной
организации регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
6.9. Педагог – библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным
Правительством
Российской
Федерации,
должен
удовлетворять
требованиям
соответствующих
квалификационных
характеристик, Устава и Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее
Положение, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в
помещении библиотеки и в общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Педагог – библиотекарь имеет право:
 самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной и воспитательной
деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в
настоящем Положении и Уставе образовательной организации;
 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
 определять источники комплектования информационных ресурсов;
 изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
 определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским
комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки;
 взыскивать
в соответствии с действующим законодательством
компенсацию ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за
несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные
представители;
 вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты
труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников
библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных
обязанностей
работников
библиотеки;
по
компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере).
 участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке,
определяемом Уставом;
 на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих
нормативных актах Правительства РФ.
 быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и
культуры;

участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации
в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог-библиотекарь обязан:
 обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
 информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
 формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами
общеобразовательной организации, интересами, потребностями и
запросами всех категорий пользователей;
 совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
 обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
 обеспечивать
режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой школы;
 вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном
порядке перед директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
 за
соблюдение
трудовых
отношений,
регламентируемых
законодательством о труде, Правилами внутреннего трудового
распорядка в школе, трудовым договором.
 за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
 за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством Российской Федерации.


8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
• получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы
услугах;
• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
• получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
• продлевать срок пользования документами и литературой;
• участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
• соблюдать правила пользования библиотекой;

• бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам
на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
• пользоваться ценными и справочными документами и литературой
только в помещении библиотеки школы;
• убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет
последний пользователь;
• расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 4 классов);
• возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
• заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
• полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения
или работы в общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных
представителей) обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов
из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в
библиотеке производится в присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь
может
обращаться
к
педагогу
–
библиотекарю.
http://ohranatryda.com/node/2086
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим
оплату и к ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской
литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки
производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям,
а также правилам охраны труда и пожарной безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и

утверждается
(либо
вводится
в
действие)
приказом
директора
общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается
на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются
в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».