Образовательные программы Название образовательной программы: Адаптированная Образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ с.п. Псыкод с задержкой психического развития Описание образовательной программы Одной из важнейших задач МКОУ СОШ с.п.Псыкод » (ОО) является обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, что является неотъемлемым условием их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития варианты 7.1 и 7.2. (далее - АООП ООО) Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. В спорных случаях (вариант 7.1 или 7.2) на момент поступления ребёнка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 7.1). В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на вариант 7.2. Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса). Реализация АООП НОО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. АООП ООО- локальный нормативный документ, определяющий объем, содержание, планируемые результаты освоения АООП ООО обучающимися с задержкой психического развития, а также условия реализации данной программы. АООП ООО разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и с учетом специфики обучающихся с задержкой психического развития. При разработке АООП ООО использован комплекс нормативных и распорядительных документов, а именно: -Федеральный закон от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 24.11.2013 г. № 185-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». -Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...» начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья -Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" -Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. -СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28. -Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования 1. Порядок организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся инклюзивно в образовательных организациях КБР от 14.01.2019 2.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования». 2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». 3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы основного общего образования ОО. Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО. Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителей и других специалистов, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК и ИПР. АООП ООО обучающихся с ЗПР - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Для обеспечения освоения обучающимися АООП ООО реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций. Обучение по АООП ООО осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам их комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 1.1. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования. Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно: социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья; индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей; реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни; необходимостью активизировать становление ценностных обучающихся через систему воспитания и дополнительного обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг. ориентаций образования, Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива: осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования; создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии; реализация дополнительного образования через систему внеурочной деятельности; обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся; создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся. Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков: педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ; психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы; дополнительное образование; воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности; внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни. Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели. Основной целью АООП ООО является создание в школе гуманной адаптированной среды с целью социально-персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально-экономическом и культурно-нравственном пространстве. АООП ООО) АООП ООО предусматривает решение основных задач: 1. Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования. 2. Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии. 3. Сохранение и укрепление здоровья совершенствования образовательного процесса. обучающихся с ОВЗ на основе 4. Создание благоприятного психолого-педагогического климата дляреализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ. . Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ. 1. Совершенствование системы кадрового обеспечения. Ожидаемые конечные результаты АООП ООО. Успешное овладение нормативными предметами базисного учебного плана, компенсация трудностей достижения уровня элементарной и функциональной грамотности; социально-психологическая реабилитация учащихся для последующей их интеграции в общество. АООП ООО реализуется на 2 уровне образования (основное общее образование), нормативный срок освоения - 5 лет.