описание АООП 8.3

Описание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра осложненными легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - АООП вариант 8.3
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра осложненными легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП (вариант 8.3) - это
образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП (вариант 8.3) МКОУ «СОШ с.п.Псыкод» (далее - учреждение) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) начального общего образования (далее - ОВЗ) для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (далее - Стандарт), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и
планируемым результатам освоения на основе примерной адаптированной основной
образовательной программы - вариант 8.3.
Цель реализации АООП (вариант 8.3) определяется ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение ими учебной
деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями.
АООП (вариант 8.3) определяет содержание и организацию образовательной деятельности
на уровне НОО и предполагает решение следующих задач:
• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
обучающихся
(нравственно-эстетическое,
социально-личностное,
интеллектуальное,
физическое);
• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
социального и эмоционального благополучия;
• формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями; формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и
следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность,
контролировать ее процесс,
• доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами
и сверстниками);
• создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм
получения образования обучающимися с РАС с учетом их образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
• формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и
специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с РАС.
Принципы
и
подходы
к
формированию
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
В основу разработки АООП (вариант 8.3) заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП (вариант 8.3) для обучающихся с РАС
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана. АООП (вариант 8.3) составлена в соответствии с
дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с РАС к:

• структуре образовательной программы;
• условиям реализации образовательной программы;
• результатам образования.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательной программы
обеспечивает вариативность содержания образования, предоставляя обучающимся с РАС
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с
учетом специфики развития личности обучающегося с РАС.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с РАС школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП (вариант 8.3) для обучающихся с РАС реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
• прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
В основу формирования АООП (вариант 8.3) положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса; — принцип
развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
• развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип; — принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и
непрерывность образования
• обучающихся с РАС на всех ступенях образования;
• принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных
знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в
различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип сотрудничества с семьей.
Общая характеристика. АООП (вариант 8.3) предполагает, что обучающийся с РАС,
осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной

общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту
завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием
сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки,
которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями
обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный
вариант АООП предполагает постепенное включение детей в образовательную деятельность за
счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и
увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Данный вариант
предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе
планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного
жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для
них пределах, поэтапное формирование учебной деятельности
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для
реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
АООП (вариант 8.3) создается на основе Стандарта и при необходимости
индивидуализируется. К АООП (вариант 8.3) с учетом образовательных потребностей отдельных
обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные
учебные планы (далее - ИУП).
Вариант 8.3. может быть реализован в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах. Учреждение обеспечивает требуемые для
данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из
важнейших условий обучения ребенка с РАС в среде других обучающихся является готовность к
эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Определение варианта АООП для обучающихся с РАС осуществляется на основе
рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».