Описание адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития СОО . Адаптированная образовательная программа среднего общего образования (далее АОП СОО) разработана на основе ФГОС СОО, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов. В структуре АОП СОО для обучающихся с ЗПР представлены: 1. Целевой раздел, включающий: - пояснительную записку, в которой раскрываются: цель реализации АОП СОО; принципы и подходы к формированию АОП СОО; общая характеристика АОП СОО; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР. - планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы среднего общего образования; - систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АОП СОО. 2. Содержательный раздел, включающий: - программу формирования универсальных учебных действий; -программу отдельных учебных предметов, спецкурсов, курсов коррекционноразвивающей направленности и курсов внеурочной деятельности; -рабочую программу воспитания; -направления и содержание программы коррекционной работы. 3. Организационный раздел, содержащий: - учебный план и календарный учебный график, план внеурочной деятельности; - систему специальных условий реализации АОП СОО обучающихся с ЗПР (кадровые, финансовые, материально-технические условия). 4. Результаты реализации программы. Адаптированная образовательная программа среднего общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема адаптированной образовательной программы среднего общего образования. АОП СОО МКОУ СОш с.п.Псыкод разработана для обучающихся с задержкой психического развития (далее – с ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы среднего общего образования Целями реализации адаптированной образовательной программы среднего общего образования являются: – становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, готовность к самоопределению; – достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: - создать специальные условия для получения среднего общего образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями; - обеспечить доступность получения качественного среднего общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы среднего общего образования обучающимися с ЗПР; - формировать российскую гражданскую идентичность обучающихся; – создавать условия для развития и самореализации, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся с ЗПР. Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы среднего общего образования В основу разработки и реализации АОП СОО обучающихся с ЗПР заложен системно-деятельностный подход, который предполагает: – формирование готовности обучающихся с ЗПР к саморазвитию и непрерывному образованию; – проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность; – активную учебно-познавательную деятельность обучающихся с ЗПР; – построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся с ЗПР. МКОУ СОш с.п.Псыкод при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на ● личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности; ● создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности обучающихся с ЗПР; ● осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода, который позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося с ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающихся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК. Данная категория обучающихся нуждается в специальных условиях для получения образования. Обучающихся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания. Обучающиеся с задержкой психического развития получают образование по варианту полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (10-11 классы). Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей (законных представителей), детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между подростком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями (законными представителями); работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АОП СОО; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. На развитие социальных (жизненных) компетенций обучающегося и поддержку в освоении АОП СОО направлена Программа коррекционной работы АОП СОО МКОУ СОШ с.п.Псыкод. Достижение планируемых результатов освоения АОП СОО определяется по завершению обучения в средней школе. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АОП СОО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме. Принципы разработки и реализации программы 1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности обучающегося с ЗПР, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь. 2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, форм и методов организации обучения для каждого обучающегося с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания. 3.Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития обучающихся, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем обучающегося; 4.Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития обучающегося. 5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи обучающимся. 6.Принцип комплексного взаимодействия в ходе реализации АОП СОО - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, педагога-психолога, методистов, социального педагога, администрации ОУ и других специалистов (при необходимости) для наиболее успешной реализации цели обучения обучающегося по АОП СОО. I.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы среднего общего образования Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП СОО соответствуют пункту 1.2. ООП СОО и дополняются планируемыми результатами занятий коррекционно-развивающей области. В их числе: Логопедические занятия по коррекционной работе У обучающихся, имеющих речевые недостатки будут восполнены пробелы: - в развитии звуковой стороны речи; - в развитии лексического запаса и грамматического строя речи; - в формировании связной речи; будут устранены специфические ошибки письма и чтения; сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Психологические занятия по коррекционной работе - иметь представление о видах эмоционального состояния личности (тревожность, агрессивность, неуверенность, обида); - знать способы саморегуляции; - знать что такое конфликт и каковы способы взаимодействия в конфликтной ситуации; - уметь концентрировать внимание на отдельных предметах