описание программы СОО ЗПР

Описание адаптированной образовательной программы для детей с задержкой
психического развития СОО .
Адаптированная образовательная программа среднего общего образования (далее АОП
СОО) разработана на основе ФГОС СОО, обеспечивает достижение обучающимися с
задержкой психического развития образовательных результатов в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего
общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и
внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
В структуре АОП СОО для обучающихся с ЗПР представлены:
1. Целевой раздел, включающий:
- пояснительную записку, в которой раскрываются:
цель реализации АОП СОО; принципы и подходы к формированию АОП СОО; общая
характеристика АОП СОО; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
ЗПР.
- планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной
образовательной программы среднего общего образования;
- систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
АОП СОО.
2. Содержательный раздел, включающий:
- программу формирования универсальных учебных действий;
-программу отдельных учебных предметов, спецкурсов, курсов коррекционноразвивающей направленности и курсов внеурочной деятельности;
-рабочую программу воспитания;
-направления и содержание программы коррекционной работы.
3. Организационный раздел, содержащий:
- учебный план и календарный учебный график, план внеурочной деятельности;
- систему специальных условий реализации АОП СОО обучающихся с ЗПР (кадровые,
финансовые, материально-технические условия).
4. Результаты реализации программы.
Адаптированная образовательная программа среднего общего образования
содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и
составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 %
от общего объема адаптированной образовательной программы среднего общего
образования.
АОП СОО МКОУ СОш с.п.Псыкод разработана для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – с ЗПР) с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития
и их социальную адаптацию.
Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы
среднего общего образования
Целями реализации адаптированной образовательной программы среднего
общего образования являются:
– становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, готовность к самоопределению;
– достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,

государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного
возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием
здоровья.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
- создать специальные условия для получения среднего общего образования в
соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми
образовательными потребностями;
- обеспечить доступность получения качественного среднего общего образования,
достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной
программы среднего общего образования обучающимися с ЗПР;
- формировать российскую гражданскую идентичность обучающихся;
– создавать условия для развития и самореализации, для формирования здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся с ЗПР.
Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной
программы среднего общего образования
В основу разработки и реализации АОП СОО обучающихся с ЗПР заложен
системно-деятельностный подход, который предполагает:
– формирование готовности обучающихся с ЗПР к саморазвитию и непрерывному
образованию;
– проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся с ЗПР;
– построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных,
возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся с
ЗПР.
МКОУ СОш с.п.Псыкод при конструировании и осуществлении образовательной
деятельности ориентируется на
● личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности;
● создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала
личности обучающихся с ЗПР;
● осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода,
который позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных
возможностей каждого обучающегося с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающихся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК. Данная категория обучающихся нуждается в специальных
условиях для получения образования.
Обучающихся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения
в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими
для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.

Обучающиеся с задержкой психического развития получают образование по варианту
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения (10-11 классы). Обязательным является систематическая специальная и
психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей (законных
представителей), детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении
базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция
ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и
поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных
отношений между подростком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися,
родителями (законными представителями); работу по профилактике внутриличностных и
межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной
обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при
необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АОП СОО;
обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью
предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в
целом. На развитие социальных (жизненных) компетенций обучающегося и поддержку в
освоении АОП СОО направлена Программа коррекционной работы АОП СОО МКОУ
СОШ с.п.Псыкод.
Достижение планируемых результатов освоения АОП СОО определяется по
завершению обучения в средней школе. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно
освоить отдельный предмет в структуре АОП СОО не должна служить препятствием для
выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может
быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия,
дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности,
нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном
объеме.
Принципы разработки и реализации программы
1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного
подхода,
направленного на общее развитие личности обучающегося с ЗПР, его социализацию,
максимальную интеграцию в современную жизнь.
2.
Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения
индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, форм и методов
организации обучения для каждого обучающегося с учетом его профессиональных и
образовательных
потребностей, возможностей и условий воспитания.
3.Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и
развития обучающихся, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и
коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению
проблем обучающегося;
4.Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции
путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей,
ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений
развития обучающегося.
5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи
обучающимся.
6.Принцип комплексного взаимодействия в ходе реализации АОП СОО - предполагает

постоянное сотрудничество педагогов, педагога-психолога, методистов, социального
педагога, администрации ОУ и других специалистов (при необходимости) для наиболее
успешной реализации цели обучения обучающегося по АОП СОО.
I.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной
образовательной программы среднего общего образования
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ЗПР АОП СОО соответствуют пункту 1.2. ООП СОО и дополняются
планируемыми результатами занятий коррекционно-развивающей области. В их числе:
Логопедические занятия по коррекционной работе
У обучающихся, имеющих речевые недостатки будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Психологические занятия по коррекционной работе
- иметь представление о видах эмоционального состояния личности (тревожность,
агрессивность, неуверенность, обида);
- знать способы саморегуляции;
- знать что такое конфликт и каковы способы взаимодействия в конфликтной ситуации;
- уметь концентрировать внимание на отдельных предметах


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».