МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. п. ПСЫКОД». УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом приказом МКОУ СОШ с.п.Псыкод МКОУ СОШ с.п.Псыкод от 31.08.2023г № 180 (протокол от 30.08.2023 № 1) СОГЛАСОВАНО Управляющим советом МКОУ СОШ с.п.Псыкод (протокол № 1 от 30.08.2023г ) АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для учащихся с задержкой психического развития. (5-9 классы) 2023-2024 Содержание: I. Целевой раздел: 1. Пояснительная записка; 1.1. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с задержкой психического развития. Характеристика контингента учащихся с задержкой психического развития. Характеристика режима образовательного процесса для детей с задержкой психического развития. 1.2. Анализ образовательного пространства школы. II. Содержательный раздел: 2.1. Со держание образования для детей с задержкой психического развития. 2.2. Организация психологического сопровождения. 2.3. Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с задержкой психического развития. 2.4. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса для обучающихся с задержкой психического развития. 2.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы. 2.6. Система аттестации обучающихся с задержкой психического развития. III. Организационный раздел: 3.1. Учебный план. 3.2 Методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с задержкой психического развития. 3.3. Мониторинг образовательного процесса обучающихся с задержкой психического развития. 1.Целевой раздел: 1. Пояснительная записка Одной из важнейших задач МКОУ СОШ с.п.Псыкод » (ОО) является обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, что является неотъемлемым условием их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития варианты 7.1 и 7.2. (далее - АООП ООО) Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. В спорных случаях (вариант 7.1 или 7.2) на момент поступления ребёнка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 7.1). В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на вариант 7.2. Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса). Реализация АООП НОО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. АООП ООО- локальный нормативный документ, определяющий объем, содержание, планируемые результаты освоения АООП ООО обучающимися с задержкой психического развития, а также условия реализации данной программы. АООП ООО разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и с учетом специфики обучающихся с задержкой психического развития. При разработке АООП ООО использован комплекс нормативных и распорядительных документов, а именно: -Федеральный закон от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 24.11.2013 г. № 185-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». -Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...» начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья -Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" -Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. -СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28. -Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования 1. Порядок организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся инклюзивно в образовательных организациях КБР от 14.01.2019 2.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования». 2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». 3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы основного общего образования ОО. Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО. Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителей и других специалистов, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК и ИПР. АООП ООО обучающихся с ЗПР - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Для обеспечения освоения обучающимися АООП ООО реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций. Обучение по АООП ООО осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам их комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 1.1. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования. Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно: • социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья; • индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей; • реальным состоянием физического и нравственного здоровья необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни; • необходимостью активизировать становление ценностных обучающихся через систему воспитания и дополнительного обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг. учащихся; ориентаций образования, Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива: • осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; • обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования; • создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии; • реализация дополнительного образования через систему внеурочной деятельности; • обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся; • создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся. Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков: • педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ; • психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы; • дополнительное образование; • воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности; • внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни. Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели. Основной целью АООП ООО является создание в школе гуманной адаптированной среды с целью социально-персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально-экономическом и культурно-нравственном пространстве. АООП ООО) АООП ООО предусматривает решение основных задач: 1. Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования. 2. Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии. 3. Сохранение и укрепление здоровья совершенствования образовательного процесса. обучающихся с ОВЗ на основе 4. Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ. . Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ. 1. Совершенствование системы кадрового обеспечения. Ожидаемые конечные результаты АООП ООО. Успешное овладение нормативными предметами базисного учебного плана, компенсация трудностей достижения уровня элементарной и функциональной грамотности; социальнопсихологическая реабилитация учащихся для последующей их интеграции в общество. АООП ООО реализуется на 2 уровне образования (основное общее образование), нормативный срок освоения - 5 лет. 1.1. Характеристика контингента учащихся с ЗПР Право каждого ребёнка с задержкой психического развития на получение образования по месту жительства реализуется путём организации инклюзивного обучения их с нормально развивающимися сверстниками (таблица 1). Количественный состав обучающихся с ЗПР, получающих основное общее образование в условиях инклюзии Уровень образования Основное образование Класс общее 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Всего детей с задержкой психического развития в инклюзии: Кол-во детей с задержкой психического развития в инклюзии 1 1 2 1 5 Обучающиеся с ЗПР - это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Для обучающихся с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно-ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. 1.2 Характеристика режима образовательного процесса Начало занятий: 1 сентября, окончание занятий не позднее 30 мая. Каникулы - не менее 30 календарных дней в течение учебного года. ОО функционируют в режиме 6-дневной учебной недели. ОО работает в одну смену. Продолжительность уроков во всех классах 40 минут. Режим учебной недели организован в соответствии с учебным планом школы. После 3 и 4 уроков 20 минутный обеденный перерыв. В школе двухразовое питание бесплатное питание для обучающихся из малообеспеченных семей и находящихся в трудной жизненной ситуации. В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классноурочная система, внеаудиторные занятия, индивидуально-групповые занятия, внеурочные виды деятельности. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой ППМС службы. В школе проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. В школе проходят дни здоровья, спортивные соревнованияВ учреждении существуют следующие меры безопасности: пожарная сигнализация, «тревожная кнопка», видеонаблюдение, журнал учета посетителей. С обучающимися с ЗПР проводятся беседы по технике безопасности, основам безопасного поведения. 1.4. Анализ образовательного пространства. Образовательная деятельность ОО направлена на решение социальных задач, конкретных потребностей родителей и детей, учитывает основополагающие принципы: Принцип целостности, способствующий организации собственно образовательного процесса и его содержания как непрерывно развивающейся деятельности обучающегося с ЗПР по освоению определенной образовательной области. Принцип комплексности, способствующий проявлению интегративных качеств образовательного процесса и раскрывающийся в особой организации деятельности на основе интегрирования общего и дополнительного образования, общего и специального (коррекционного) образования, содержания и форм образовательного процесса, взаимосвязи предметных областей, взаимодействия субъектов образовательного процесса; Принцип преемственности, который способствует: обеспечению логики построения образования между общим и дополнительным образованием, разными уровнями образования, классами («вертикаль»); установлению связей между ранее приобретенным опытом и новыми знаниями. При работе с обучающимися с ЗПР внимание уделяется следующим моментам: • государственный заказ; • потребности учащихся; • ожидание родителей; • потребности педагогов; • удовлетворение ожиданий учреждений профессионального образования 2. Содержательный раздел: 2.1. Содержание образования для детей с задержкой психического развития. Система специального обучения обучающихся с ЗПР предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с обучающимися. Цели занятий - индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия проводятся учителями-предметниками общеобразовательного класса, педагогом психологом,. При проведении коррекционных занятий педагогические работники учитывают: • уровень учебной мотивации; • состояние психических процессов (внимание, память, мышление, речь); • работоспособность; • усидчивость; • темп работы; • умение самостоятельно преодолевать затруднения в решении поставленных задач; • принимать помощь педагога. Содержание индивидуальных занятий максимально направлено на развитие ученика. На занятиях используются различные виды практической деятельности, что дает возможность для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирование пространственных представлений, умение сравнивать и обобщать предметы явления, анализировать слова и предложения, различные структуры; осмысление учебных и художественных текстов; развитие навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета. С помощью предметно практической деятельности формируются понятия, которые будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, представленных в разнообразных связях друг с другом (отношениях общности, последовательности, зависимости и др.). Отдельное внимание на занятиях уделяется коррекции знаний учебного материала. В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам использования отдельных дидактических пособий, схем, графиков, таблиц, карт, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания стихотворений, отдельных правил или законов, таблицы умножения и др. Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям: • научно-познавательное; • общественно-полезное; • художественно-эстетическое воспитание; • спортивно - оздоровительное воспитание. Содержание подготовки учащихся: • педагогический коллектив призван сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; • помочь детям с задержкой психического развития приобрести опыт общения и сотрудничества; • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, коррегировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств; • создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. 2.2. Организация психологического сопровождения. Психологическое сопровождение для детей с задержкой психического развития организовано в школе с целью изучения личности, выявления возможностей ребенка с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Организация психолого-педагогического сопровождения для детей с задержкой психического развития возложена на классного руководителя, педагога-психолога и заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках и во внеурочное время. В школе складывается система оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия: - просветительскую работу с учащимися и родителями; - создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно -воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных мероприятий и праздников. Все педагоги, работающие с детьми с задержкой психического развития, ведут наблюдение за развитием, особенностями психических функций каждого ребенка. В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, ведется индивидуальная работа с учащимися группы риска, осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами КДН и ЗП, встречи с родителями, консультации психолога, обследование семей. Ведется работа по предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся с задержкой психического развития в том числе. 2.3. Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с задержкой психического развития. Воспитательная работа в школе с детьми с задержкой психического развития рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта. Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с задержкой психического развития, в том числе с нарушениями интеллекта, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет внеурочной деятельности. Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, дает возможность корригировать нарушенное развитие учащихся. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (художественно- эстетическое, научнопознавательное, спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое). Данные направления реализуются в работе кружков, клубов, творческой деятельности, исследовательской и познавательной лабораторий и в системе воспитательной работы по плану классного руководителя. Дополнительное образование реализуется по нескольким традиционным направлениям, охватывает все группы обучающихся с задержкой психического развития Характеристика 2.4. видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательной деятельности. Виды деятельности обучающихся: • индивидуальная и коллективная учебная деятельность • творческая деятельность (конструирование), • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде) • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). Задачи, решаемые обучающимися в разных видах деятельности: • научиться решать поставленные учителем цели; • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу; • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками; • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда (технологии); • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства. Задачи, решаемые педагогами: Традиционные технологии: обязательные этапы на уроке: - проверка усвоения пройденного; - объяснение нового материала; - закрепление полученных знаний; - домашние задания Технологии активных форм и методов: Здоровьесберегающие технологии: виды уроков: - уроки - путешествия; - уроки-сказки; - игра по станциям; игровые технологии; - проектная технология; работа в парах и группах; - психолого-педагогические приемы здоровьесбережения - технологии телесноориентированного подхода • реализовать основную образовательную программу в разнообразных организационноучебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования); • обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности - игровой на учебную; • обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки, создать пространство для социальных практик обучающихся и приобщения их к общественно значимым делам. 2.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы. Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с задержкой психического развития. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии: 2.6. Система аттестации обучающихся с задержкой психического развития. В школе принята 5 -бальная система отметок всех работ детей с задержкой психического развития. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и Положением МКОУ «СОШ с.п.Псыкод. Ответственность за объективность оценки образовательных достижений учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения контролируются в рамках внутришкольного контроля. Ведущими формами промежуточной аттестации являются: • мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана (8,9 классы) • мониторинг образовательных достижений обучающихся 5-9 классов по предметам инвариантной части учебного плана; • мониторинг метапредметных достижений обучающихся 5 -9 классов («Ярмарка достижений», «Портфолио»); • мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологом); 3. Организационный раздел: 3.1.Учебный план Пояснительная записка к учебному плану муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.п.Псыкод» Урванского муниципального района КБР Основными целями учебного плана 5-9 классов являются: - овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; - формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; - формирование системы знаний, умений и способов деятельности по базовым предметам не ниже государственных образовательных стандартов, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. В учебном плане 5-9-х классов представлены все основные образовательные области, что позволяет заложить фундамент общеобразовательной подготовки обучающихся. Основными задачами учебного плана для 5-9-х классов являются: • обеспечение выполнения федерального государственного стандарта образования; • обеспечение единства федерального, национально-регионального компонентов и компонента образовательного учреждения; • соблюдение государственных образовательных стандартов; • введение в учебные программы национально-регионального компонента; • сохранение целостности каждой системы обучения; • обеспечение реализации интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) . Для разработки учебного плана для 5-9 классов выбран вариант№ 4 учебного плана из примерных основных образовательных программ, размещенных на официальном сайте http://fgosreestr.ru/ Учебный план основного общего образования МКОУ СОШ с.п.Псыкод для 5-9 классов на 2021 – 2022 учебный год разработан на основе нормативно-правовых документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации "(в действующей редакции); - -Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.09.202020г. «О в СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в действующей редакции); - Приказ Министерства образования и науки РФ от приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность -Примерной образовательной программы по учебному предмету «Кабардино-черкесский язык» (родной)) для 5-9 классов для общеобразовательных организаций; -Примерной образовательной программы по учебному предмету « Кабардино-черкесская литература» (родная) для 5-9 классов общеобразовательных организаций; - Устав МКОУ СОШ с.п.Псыкод -Образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО) МКОУ СОШ с.п.Псыкод; - Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Особенности учебного плана Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объѐм нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). В ходе освоения образовательных программ при реализации данного учебного плана на уровне общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения. Номенклатура обязательных предметов, количество предметов, количество часов, соответствующих ФГОС ООО, предельно допустимая нагрузка учащихся сохранена. Учебный план соответствует статусу школы как общеобразовательного учреждения; определяет максимальный объем учебной нагрузки, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального, национально - регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Учебный план реализует преемственные связи в содержании образовательных программ на каждом уровне обучения. Содержание образования формируется за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов, реализующих основную образовательную программу начального общего, основного общего образования, среднего общего образования и учебное время, отводимое на их изучение. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся; - их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; - готовность к продолжению образования на последующем уровне общего образования; формирование здорового экстремальных ситуациях; образа? жизни, элементарных правил поведения в Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, используется на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. Режим школы: Учебный план составлен в соответствии с нормативными сроками освоения государственных образовательных программ. Учебным планом определен максимальный объем учебной нагрузки, соответствующий санитарным нормам п.10.5 СанПиН 2.4.3648-20. Продолжительность учебного года в 5-9х классах –не менее 34 недель.,(без учета ГИА в 9 классе). На уровне основного общего образования обучаются по новым стандартам и реализовывает учебный план ФГОС ООО в рамках реализации основной образовательной программы (ООП) основного общего образования МКОУ СОШ с.п.Псыкод два пятых, два шестых, два седьмых, два восьмых, один девятый классы. Региональная специфика учебного плана В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 4 от 20.06.201г № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ», Закона КБР «Об образовании», в учебный план введены уроки кабардиночеркесского языка и литературы. Часы регионального компонента учебного плана представлены предметами «Кабардино-черкесский язык» и «Кабардино-черкесская литература» и составляет 3 часа в неделю в 5-9-х классах. Часть, формируемая участниками образовательных отношений • Часы, отведенные на данную часть учебного плана использованы на увеличение учебных часов , что обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива. Часы распределены: 5 класс- ОДНК(1ч), немецкий язык (второй иностранный язык) (1ч); 7класс- биология(1ч), (второй иностранный язык) (1ч); 8класс-история КБР(0,5ч), география КБР(0,5ч), немецкий язык (второй иностранный язык) (1ч); 9класс: история КБР( 0,5ч), география КБР(0,5ч) Деление классов на группы Деление классов на группы произведено при изучении учебных предметов учебного плана: немецкий язык в 9 классе(количество учащихся более 20), технология в 5-9 классах(мальчики и девочки), кабардино-черкесский язык и литература в 5-9 классах ( кабардино-черкесский язык(родной) и кабардино-черкесский язык (в качестве родного) УЧЕБНЫЙ ПЛАН 5-9-х классов Предметные области Учебные Количество часов в неделю предметы 5а,б 6а, б Русский язык 5 Литература Родной (кабардино-черкесский) язык 7а,б 8а, б 9 Всего 6 4 3 3 21 3 3 2 2 3 13 2 2 2 2 2 10 Родная (кабардино-черкесская) литература 1 1 1 1 1 5 Английский язык 3 3 3 3 3 15 Второй иностранный язык(нем) 0 0 1 0 0 1 Классы Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранные языки Математика и информатика Математика 5 5 0 0 0 10 Алгебра 0 0 3 3 3 8 Геометрия 0 0 2 2 2 6 Вероятность и статистика 0 0 1 1 1 3 Информатика 0 0 1 1 1 3 Всеобщая история 2 2 2 2 2,5 10,5 Обществознание 0 1 1 1 1 4 География 2 1 2 2 2 9 Физика 0 0 2 2 3 7 Химия 0 0 0 2 2 4 Биология 2 2 1 2 2 10 1 1 0 0 0 2 Музыка 1 1 1 1 0 4 Изобразительное искусство 1 1 1 0 0 3 Технология Технология 2 2 2 2 0,5 8,5 Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности 0 0 0 1 1 2 Физическая культура 2 2 3 2 2 11 35 35 35 164 0 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Общественно-научные предметы Естественнонаучные предметы История России. ОДНКНР Искусство Итого 32 33 Часть, формируемая участниками образовательных отношений История КБР 0 0 География КБР Максимально допустимая недельная нагрузка 32 33 35 36 36 172 Внеурочная деятельность. Максимально допустимая недельная нагрузка 5 5 5 5 5 25 Коррекционные занятия 5 5 5 5 5 25 Психолого-коррекционные занятия 3 3 3 3 3 15 ритмика 2 2 2 2 2 2 Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью получения объективной оценки усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательной организации, за степень усвоения обучающимися Федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом. . Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО МКОУ СОШ с.п.Псыкод Формы промежуточной аттестации обучающихся указываются по классам и предметам в соответствии с действующим в школе «.Положением о системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации обучающихся по ФГОС МКОУ. Промежуточная аттестация может быть проведена в следующих формах контрольная работа, тест, защита проекта, комплексная диагностическая работа, собеседование и др. Периодами промежуточной аттестации на уровне основного общего образования являются четверти. класс Сентябрь 1 четверть 2 четверть 3 четверть Год 5 Входные (стартовые) контрольные работы по математике и русскому языку администрати вная контрольная работа по русскому языку (диктант), математике, истории, биологии, физика Администрат ивные работы по предметам: кабардиночеркесский язык, английский язык, обществознан ие, география, история администрати вная контрольная работа по русскому языку (диктант), математике, истории, биологии, физике 6-9 Входные (стартовые) контрольные работы по математике, русскому языку администрати вная контрольная работа по русскому языку (диктант), математике ,химии, биологии, физике Администрат ивные работы по предметам: кабардиночеркесский язык, немецкий /английский язык, обществознан ие, география, история администрати вная контрольная работа по русскому языку (диктант), математике, истории, биологии, физике Итоговая контрольная работа по математике, русскому языку, английскому языку, биологии, обществознан ию, географии, истории Итоговая контрольная работа по математике, русскому языку, английскому языку, биологии, обществознан ию, географии, истории План внеурочной деятельности для 5-9 классов Пояснительная записка Характеристика основных направлений внеурочной деятельности Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов и является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Педагоги школы реализуют следующие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное , общеинтеллектуальное, духовно – нравственное, социальное. Цели внеурочной деятельности: - Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Внеурочная деятельность на базе МКОУ СОШ с.п.Псыкод реализуется в соответствии с требованиями Стандарта через системы неаудиторной занятости. При отборе содержания и видов деятельности детей учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей (законных представителей), опыт внеурочной деятельности педагогов и материально-техническая база школы. Занятия внеурочной деятельности составляют в 5-9классах на одного обучающегося от 7 до 10 часов в неделю. Направления Учебные курсы Форма Классы/Колич организации внеурочной деятельности Внеурочные занятияпатриотической, нравственной и экологической тематики «Разговор ыо важном» Разговор или беседа с обучающ имися 5а 5б 6 1 1 1 Внеурочная деятельность по учебным предметамобразовательной программы «Точка Роста по Химии» «Точка Роста по биологии» Кружок «Точка Роста по физике» Русский язык подготовка к ОГЭ/ Чтение с увлечением . финансовая грамотность Краеведение. История родного края Изучаем немецкий язык. Право и выборы Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) Внеурочная деятельность по развитию личности,ее способностей, удовлетворению образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия «Основы функциональн ой грамотности» Метапредм -етный кружок «Профминимум» Профессион альные пробы Кружок «Умелые руки» «Танцы» «Школьный театр» ШСК/ Грепплинг Музейная работа Школьные дела 1 Кружок Кружо к Кружо к Клуб Кружо к Мероп 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 1 1 1 риятия Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов) «Ученическ ий совет» Внеурочная деятельность, «Национальный направленная наорганизацию этикет» педагогической поддержки обучающихся Недельный объем внеурочной деятельности Объединение 1 1 0, 0, Кружок 9 Объем внеурочной деятельности за год Общий объем внеурочной деятельности Календарный учебный график Годовой календарный учебный график МКОУ СОШ с.п. Псыкод обсуждается и принимается Педагогическим советом школы и утверждается приказом директора, согласовывается с Советом родителей и Советом старшеклассников. Изменения в годовой календарный учебный график вносятся приказом директора по согласованию с Педагогическим советом МКОУ СОШ с.п. Псыкод, Советом родителей и Советом старшеклассников. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.п. Псыкод работает в режиме пятидневной рабочей недели в 1-х классах и в режиме шестидневной рабочей недели во 2-11 классах. 9 9 Продолжительность учебного года в первых классах составляет 33 учебные недели, во 2-4, 9,11классах- 34 учебные недели, в 5-8,10 классах 35 учебных недель. Учебные занятия в МКОУ СОШ с.п. Псыкод начинаются в 8 час. 30 мин. для 1-х-11 классов без проведения нулевых уроков и заканчиваются не позднее 17 час. 00 мин. Продолжительность уроков в образовательном учреждении в 1-х классах составляет 35 минут (в первом полугодии), 40 минут во втором полугодии, во 2-11 классах - 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, большая перемена после 2-го и 4-го урока - 20 минут. В первых классах организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут, которая разделена на 2 части по 20 минут (после 2 урока и после 3 урока). Во 2-4 классах после 4 урока организуется динамическая пауза продолжительностью 20 минут. Дополнительные занятия (внеурочная деятельность), спортивные секции проводятся не ранее чем через 20 минут после последнего урока. Муниципальное образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с годовым календарным учебным графиком. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Считать началом 2023-2024 учебного года - 1 сентября 2023 г. Считать первым учебным днем – 2 сентября 2023 г. Считать окончанием 2022-2023 учебного года: 26 05.2023 Учебные занятия в 2023-2024учебном году в 1-11 классах проводить в первую смену. Установить следующее распределение учебных недель в 20232024учебном году по четвертям: I учебная четверть - 8 учебных недель: с 01.09.2023 г. по 27.10.2023 г. II учебная четверть - 8 учебных недель: с 06.11.2023 г. по 29.12.2023 г. (включительно); III учебная четверть-10 учебных недель: с 09.01.2024г по 23.03.2024 г.; IV учебная четверть - 9 учебных недель: с 03.04.2024 г. по 26.05.2024 г. Распределить каникулярное время следующим образом: осенние каникулы 28.10.2023 - 05.11.2022 (9 дней); зимние каникулы - 30.12.2023 - 08.01.2023 (10 дней); весенние каникулы -24.03.2023 - 02.04.2023 (10 дней). 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.. 16. Для учащихся 1-х классов установить дополнительные каникулы в количестве 7 календарных дней с 14 февраля 2024 г. по 20февраля 2024г. В 1-4 классах с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся на уроках русского языка (письма), чтения и математики проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. Классные часы проводятся классными руководителями 1 раз в неделю, продолжительностью не менее 35 минут; классные часы не являются уроками и не включаются в расписание учебных занятий. В 2023-2024 учебном году каждый понедельник начинается с занятия „Разговоры о важном“. Занятия ставить в расписании всех классов на месте первого урока. Вести их будут классные руководители. Дополнительные занятия (внеурочная деятельность), спортивные секции для 1-11 кл. проводятся не ранее чем через 20 минут после последнего урока. Последним днем учебных занятий в 2022-2023 учебном году считать 26 мая 2024 года. В целях формирования потребностей у учащихся в здоровом образе жизни объявить в МКОУ СОШ с.п.Псыкод "День здоровья": 30 сентября 2023 г. (суббота). 3 мая 2024 г. (среда). Промежуточную аттестацию учащихся: во 2-9 классах проводить по четвертям (аттестацию учащихся 2-х классов проводить со 2-й четверти); в 10-11 классах - по полугодиям. Организовать в 2022-2023 учебном году горячее питание учащихся . Торжественное вручение аттестатов в 9-х и 11-х классах (по приказу министра просвещения, науки и по делам молодежи КБР) провести в конце июня 2024 года. Установить в 2022-2023 учебном году (I полугодие) следующее расписание звонков для 1-х классов: 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок Начало урока Окончание 8.30 9.05 9.15 10.10 10.55 Перемена Продолж. 9.05-9.15 10 мин. 9.50-10.10 20 мин. 10.45-10.55 10 мин. 9.50 10.45 11.30 11.30-11.50 5 урок 11.50 20 мин. 12.25 17.Установить в 2022-2023 учебном году (I I полугодие) следующее расписание звонков для 1-х классов: 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок Начало урока Окончание 8.30 9.10 9.20 10.20 11.20 12.10 10.10-10.30 20 мин. 11.15-11.25 10 мин. 12.10-12.30 10 мин. 12.50 9.10 12.10 10 мин. 12.00 8.30 11.20 9.15-9.25 11.00 Окончание 10.20 Продолж. 10.00 Начало урока 9.20 Перемена Перемена Продолж. 9.10-9.20 10 мин. 10.00-10.20 20 мин. 11.00-11.20 20 мин. 12.00-12.10 10 мин. 12.50-13.00 10 мин. 10.00 11.00 12.00 12.50 18. Установить в 2023-2024 учебном году следующее расписание звонков для 2-х -11 классов: 6 урок 13.00 13.40 13.40-13.50 7 урок 13.50 14.30 10 мин. 8. В 1-4 классах с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся на уроках русского языка (письма), чтения и математики проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. 9. Классные часы проводятся классными руководителями 1 раз в неделю, продолжительностью не менее 35 минут; классные часы не являются уроками и не включаются в расписание учебных занятий 10. Дополнительные занятия (внеурочная деятельность), спортивные секции для 1-6 кл. проводятся не ранее чем через 20 минут после последнего урока. 11. В целях формирования потребностей у учащихся в здоровом образе жизни объявить в МКОУ СОШ с.п. Псыкод «День здоровья»: • 25 сентября 2020 г. (суббота). • 23 апреля 2021г. Суббота 12. Последним днем учебных занятий в 2020-2021учебном году считать 2022года. 13. 30 мая Промежуточную аттестацию учащихся: • во 2-9 классах проводить по итогам каждой четверти (аттестацию учащихся 2-х классов проводить со 2-й четверти); • в 10-11 классах – по итогам полугодия. 14. Организовать в 2021-2022учебном году горячее питание учащихся 15. Торжественное вручение аттестатов в 9-х и 11-х классах (по приказу министра образования, науки и по делам молодежи КБР) провести в конце июня 2022года. 16. Установить в 2021-2022учебном году следующее расписание звонков для: Расписание МКОУ СОШ с.п.Псыкод на 2021-2022 уч. г. 1-х классов: I смена 1 урок 2 урок Начало урока Окончание 820 855 915 950 Перемена Продолж. 855 – 915 20мин. 950– 1030 Динамическая пауза 950 3 урок 4 урок 5 урок 40 мин. 1030 1030 1110 1150 1105 1105 – 1110 5мин. 1145 – 1150 5 мин. Перемена Продолж. 900 – 955 5мин. 945– 1005 20мин 1045 – 1050 5мин. 1130 – 1135 5 мин. 1145 1225 2 классы I смена 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок Начало урока Окончание 820 900 905 10 05 1050 1135 945 45 10 1130 1215 1215 – 1220 6урок 1220 5 мин. 1300 3-х-4 классов I смена 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок Начало урока Окончание 830 910 915 1015 1115 Перемена Продолж. 910 – 915 10мин. 955 – 1015 10 мин. 1055 – 1115 15 мин. 1155 – 1200 15 мин. 955 1055 1155 5 урок 6 урок 1200 1245 1250 1245 – 1250 10 мин. Перемена Продолж. 920 – 930 10мин. 1010– 1020 10мин 1100 – 1115 15мин. 1205 – 1220 15 мин. 1310 5-11 классы I смена 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок Начало урока Окончание 840 920 930 1020 1115 12 10 10 20 1100 1205 00 13 1300 – 1305 6урок 1305 1345 7 урок 1350 1440 5 мин. 13. 45--1350 16.Проводить аудиторные занятия, выпадающие на праздничные дни и не рабочие дни, в дни проведения диагностических работ, итогового сочинения в 11-х классах, ВПР, по ступенчатому расписанию в последующие две недели 5-7 уроками в зависимости от уровня обучения. 17. Праздничные и не рабочие дни – 1сентября 2021г, 4 ноября 2021, 1 января 2022г.,7 января 2022г., 23 февраля 2022г., 8 марта 2022.,28 марта 2022, 1 мая 2022г., 9 мая 2022г., 21 мая 2022г., 12 июня 2022г. Кадровые условия реализации программы. В основной школе работает 16 учителей. Из них: • имеют высшее образование - 14 (82%); • имеют высшую квалификационную категорию - 4 (25 %); • имеют первую квалификационную категорию - 2 (12,5%); • соответствие занимаемой должности - 9 (56,5 %) • Почетных работников - 3 (17 %) • Победителей ПНПО - 1 (7%) Материально-технические условия реализации программы. МКОУ СОШ с.п.Псыкод располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности школьников, соответствующей санитарно¬эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. Для материально-технического обеспечения образовательного процесса в ОУ имеются: кабинет информатики, спортивный зал, столовая, проекторы, интерактивная доска, музыкальный центр. Созданы дополнительные условия для укрепления здоровья воспитанников: медицинский кабинет. Имеется интернет, разработан собственный сайт. Образовательное учреждение располагает полным комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся. Таким образом, в учреждении создана образовательная среда, адекватная развитию ребёнка, и комфортные санитарно-гигиенические условия. Для реализации программы используются учебники, рекомендованные Минобрнауки РФ и КБР. 3.2. Мониторинг образовательной психического развития. Показатели Критерии и компоненты критериев образовательного мониторинга Качество Уровень образования освоения образовательной программы (контрольные работы) Состояние Физическое здоровья развитие учащихся учащихся (медосмотр, данные о пропусках уроков по болезни) Уровень Уровень воспитанности воспитанности учащихся учащихся. Количество учащихся, состоящих на учете в КДН. Выявление учащихся группы риска. Социальное Состав положение учащихся по деятельности Периодичность обучающихся Объект контроля изучения В соответствии с рабочей программой по предмету ЗУН Сентябрь, май Сентябрь, с задержкой Ответственный Учительпредметник Учащиеся Учащиеся апрель Медработник Учителя физкультуры Классные руководители Классный руководитель 3 раза в год 1 раз в четверть Сентябрь Учащиеся Классный руководитель учащихся Степень социализации и трудовой адаптации уровню материального и морального благополучия (социальный паспорт класса). Данные социометрии Результаты участия Два раза в год учащихся 1 раз в школы в год различных предметных конкурсах Классный руководитель, психолог 3.4. Контроль и управление реализации общеобразовательной программы в школе Контроль реализации общеобразовательной программы исходит из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательной деятельности. Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательной деятельности в образовательной организации в целом. Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную лечебнооздоровительную коррекционно-развивающую образовательную среду. Задачи внутришкольного контроля: • осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ; • осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ; • осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части учебного плана; • осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части учебного плана; • предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды; • осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов; • осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении между I, II уровнями обучения; • осуществлять контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований к образовательной деятельности; Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства. Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов зз обученности, воспитанности и развития учащихся, эффективности коррекционной работы, роста профессионального мастерства педагогов. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения. Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям, готовность учащихся к освоению профессии. Внутришкольный контроль традиционным направлениям: образовательной деятельности осуществляется 1. Контроль за качеством преподавания. • выполнение учебных программ; • эффективность урока; • методический уровень учителей, рост профессионального мастерства; • обеспеченность учебным и дидактическим материалом; • индивидуальная работа с детьми; • выполнение санитарно - гигиенических требований. 2. Контроль за качеством обучения. • уровень знаний, умений и навыков учащихся; • достижение федеральных государственных образовательных стандартов; • навыки самостоятельного познания учащихся; по • готовность к освоению содержания образования по предметам художественно эстетического цикла. 3. Контроль ведения школьной документации. • ведение школьных журналов; • ведение ученических дневников; • ведение ученических тетрадей; • оформление личных дел учащихся. План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы МКОУ СОШ с.п.Псыкод. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. Ежегодный план внутришкольного контроля является самостоятельным локальным нормативным актом школы. Модель выпускника МКОУ СОШ с.п.Псыкод.» Результатом реализации Программы является «модель выпускника». Модель выпускника - совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с учащимися. Качества, которые должны быть сформированы у выпускника школы в соответствии с задачами по уровням образования: • желание и готовность продолжить обучение после школы или включение в трудовую деятельность; • способность корректировать в общении себя и окружающих; • понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, готовность к самоутверждению, самореализации во взрослой жизни; Социализированная личность, это тот, кто умеет: • делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность; • заботиться о своём здоровье; • относиться к труду как к жизненной необходимости; • обладает необходимыми самоограничению; житейскими навыками, способен к осознанному • хочет и умеет учиться; • соблюдает нравственные, этические и правовые нормы общества, в котором живет.