АОП ЗПР СОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. п. ПСЫКОД».
УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
приказом МКОУ СОШ с.п.Псыкод

МКОУ СОШ с.п.Псыкод
от 31.08.2023г № 180
(протокол от 30.08.2023 № 1)

СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
МКОУ СОШ с.п.Псыкод
(протокол № 1 от 30.08.2023г )

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Целевой раздел адаптированной образовательной программы среднего общего
образования
3
I.1. Пояснительная записка
3
I.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития
адаптированной образовательной программы среднего общего образования
6
I.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной
образовательной программы среднего общего образования
6
II. Содержательный раздел адаптированной образовательной программы среднего
общего образования
12
II.1. Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего
образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебноисследовательской и проектной деятельности
12
II.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и
курсов
внеурочной
деятельности
(приложения)…………………………….........................................................................................12
II.3. Рабочая программа воспитания
12
II.4. Программа коррекционной работы
12
III. Организационный раздел адаптированной образовательной программы среднего
общего образования
13
III.1. Учебный план
13
III.2. План внеурочной деятельности
13
III.3.Годовой календарный учебный график…………………………….…………………..……13
III.4. Система специальных условий реализации адаптированной образовательной программы
среднего общего образования
13
III.4.1. Требования к кадровым условиям реализации адаптированной образовательной
программы среднего общего образования
13
III.4.2. Психолого-педагогические условия реализации адаптированной образовательной
программы среднего общего образования
15
III.4.3. Финансовое обеспечение реализации адаптированной образовательной программы
среднего общего образования
17
III.4.4. Материально-технические условия реализации адаптированной образовательной
программы среднего общего образования
17
III.4.5. Информационно-методические условия реализации адаптированной образовательной
программы среднего общего образования
18
III.4.6. Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с
адаптированной образовательной программой среднего общего образования
19
III.5. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
19
III.6. Разработка сетевого графика (дорожная карта) по формированию необходимой системы
условий
21
III.7. Разработка контроля состояния системы условий
21

2

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
I.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа среднего общего образования (далее АОП
СОО) разработана на основе ФГОС СОО, обеспечивает достижение обучающимися с
задержкой психического развития образовательных результатов в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего
общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и
внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
В структуре АОП СОО для обучающихся с ЗПР представлены:
1. Целевой раздел, включающий:
- пояснительную записку, в которой раскрываются:
цель реализации АОП СОО; принципы и подходы к формированию АОП СОО; общая
характеристика АОП СОО; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.
- планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной
программы среднего общего образования;
- систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АОП
СОО.
2. Содержательный раздел, включающий:
- программу формирования универсальных учебных действий;
-программу отдельных учебных предметов, спецкурсов, курсов коррекционно-развивающей
направленности и курсов внеурочной деятельности;
-рабочую программу воспитания;
-направления и содержание программы коррекционной работы.
3. Организационный раздел, содержащий:
- учебный план и календарный учебный график, план внеурочной деятельности;
- систему специальных условий реализации АОП СОО обучающихся с ЗПР (кадровые,
финансовые, материально-технические условия).
4. Результаты реализации программы.
Адаптированная образовательная программа среднего общего образования содержит
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а
часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема
адаптированной образовательной программы среднего общего образования.
АОП СОО МКОУ СОш с.п.Псыкод разработана для
обучающихся с задержкой
психического развития (далее – с ЗПР) с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их
социальную адаптацию.
Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы среднего
3

общего образования
Целями реализации адаптированной образовательной программы среднего общего
образования являются:
– становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности,
осознание собственной индивидуальности, готовность к самоопределению;
– достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного
возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
- создать специальные условия для получения среднего общего образования в соответствии с
возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями;
- обеспечить доступность получения качественного среднего общего образования, достижение
планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы среднего
общего образования обучающимися с ЗПР;
- формировать российскую гражданскую идентичность обучающихся;
– создавать условия для развития и самореализации, для формирования здорового, безопасного
и экологически целесообразного образа жизни обучающихся с ЗПР.
Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной
программы среднего общего образования
В основу разработки и реализации АОП СОО обучающихся с ЗПР заложен системнодеятельностный подход, который предполагает:
– формирование готовности обучающихся с ЗПР к саморазвитию и непрерывному
образованию;
– проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся с ЗПР;
– построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных,
психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся с ЗПР.
МКОУ СОш с.п.Псыкод при конструировании и осуществлении образовательной
деятельности ориентируется на
● личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности;
● создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала
личности обучающихся с ЗПР;
● осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода, который
позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей
каждого обучающегося с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающихся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК. Данная категория обучающихся нуждается в специальных условиях
для получения образования.
Обучающихся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для
всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании
4

высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у
обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Обучающиеся с задержкой психического развития получают образование по варианту
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения (10-11 классы). Обязательным является систематическая специальная и
психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей (законных
представителей), детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении
базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и
поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных
отношений между подростком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися,
родителями (законными представителями); работу по профилактике внутриличностных и
межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной
обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при
необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АОП СОО; обеспечение
обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него
негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. На развитие
социальных (жизненных) компетенций обучающегося и поддержку в освоении АОП СОО
направлена Программа коррекционной работы АОП СОО МКОУ СОШ с.п.Псыкод.
Достижение планируемых результатов освоения АОП СОО определяется по завершению
обучения в средней школе. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить
отдельный предмет в структуре АОП СОО не должна служить препятствием для выбора или
продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть
специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а
также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны
двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме.
Принципы разработки и реализации программы
1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного
подхода,
направленного на общее развитие личности обучающегося с ЗПР, его социализацию,
максимальную интеграцию в современную жизнь.
2.
Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения
индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, форм и методов
организации обучения для каждого обучающегося с учетом его профессиональных и
образовательных
потребностей, возможностей и условий воспитания.
5

3.Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и
развития обучающихся, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и
коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем
обучающегося;
4.Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции
путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей,
ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития
обучающегося.
5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи
обучающимся.
6.Принцип комплексного взаимодействия в ходе реализации АОП СОО - предполагает
постоянное сотрудничество педагогов, педагога-психолога, методистов, социального педагога,
администрации ОУ и других специалистов (при необходимости) для наиболее успешной
реализации цели обучения обучающегося по АОП СОО.
I.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной
образовательной программы среднего общего образования
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ЗПР АОП СОО соответствуют пункту 1.2. ООП СОО и дополняются
планируемыми результатами занятий коррекционно-развивающей области. В их числе:
Логопедические занятия по коррекционной работе
У обучающихся, имеющих речевые недостатки будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Психологические занятия по коррекционной работе
- иметь представление о видах эмоционального состояния личности (тревожность,
агрессивность, неуверенность, обида);
- знать способы саморегуляции;
- знать что такое конфликт и каковы способы взаимодействия в конфликтной ситуации;
- уметь концентрировать внимание на отдельных предметах
I.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
адаптированной образовательной программы среднего общего образования для
обучающихся с ЗПР
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают
требования ФГОС СОО, которые конкретизируются в п. 1.2. Планируемые результаты
освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего
образования и п.1.3. Система оценки планируемых достижений ООП СОО МБОУ ВСШ
№ 27 города Новосибирска.
Направления оценочной деятельности обучающихся с ЗПР
Объект
Содержание
Критерии
Процедуры
оценки
оценки
оценки
оценки и

Формы
представления

Условия и
границы
6

состав
инструментария
оценивания

результатов
оценивания

применения
системы
оценки

7

Личностные Сформированнос
результаты ть социальных
компетенций,
включая
ценностносмысловые
установки и
моральные
нормы;
готовность
и
способность
учащихся
к
саморазвитию и
самообразованию
на
основе
мотивации
к
обучению
и
познанию;
сформированнос
ть
ответственного
отношения
к
учению.
осознанное,
уважительное и
доброжелательно
е отношение к
другому
человеку,
его
мнению,
мировоззрению,
культуре, языку,
вере,
гражданской
позиции.

1 уровень –
избирательноситуативный:
способность
указывать и
сильные и слабые
стороны своей
деятельности;
расскрывать
мотивы своей
деятельности.
2 уровень –
потенциальнозначимый:
степень
проявления
самостоятельност
и степень
ориентации на
общечеловечески
е ценности;
познавательная
активность;
оценка
деятельности
и ее коррекция
способность
ненасильственно
разрешать
конфликты;
уровень развития
психофизиологич
еских функций.
3 уровень –
активнодеятельностный
- активная работа
на занятии;
- количество попусков занятий.

Диагностически
е
методики,
направленные
на
изучение
уровня развития
памяти
и
внимания
учащихся:
- Прогрессивны
е
матрицы
Равена;
Таблицы
Шульте;
- Методика
«расстановка
чисел»;
Методика
«Крестики».
- Исследование
кратковременно
й
и
долговременной
памяти;
- Исследование
образной
памяти;
- Исследование
объема памяти;
- Исследование
опосредованног
о запоминания
(методика
«Пиктограмма»
А. Р. Лурии).
Диагностически
е
методики,
направленные
на
изучение
уровня развития
мышления
учащихся
- ШТУР;
- Тест Векслера;
«Интеллектуаль
ная
лабильность»

В соответствии
с
требованиями
Стандарта
достижение
личностных
результатов
не
выносится на
итоговую
оценку
обучающихся,
а
является
предметом
оценки
эффективности
воспитательнообразовательно
й
деятельности
образовательно
го
учреждения и
образовательн
ых
систем
разного
уровня.
Поэтому
оценка этих
результатов
образовательно
й
деятельности
осуществляетс
яв
ходе внешних
неперсонифиц
ирова
нных
мониторингов
ых
исследований
на
основе

Оценка
достижений
должна
проводиться
в
форме, не
представля
ющей
угрозы
личности,
психологич
еской
безопасност
ии
эмоциональ
ному
статусу
обучающего
ся и
может
использоват
ься
исключител
ьно
в целях
оптимизаци
и
личностног
о
развития
обучающихс
я

8

Диагностика
эмоциональноличностной
сферы
(в
начале
учебного года)
Диагностически
е
методики,
направленные
на
изучение
самооценки
и
мотивации
учащихся
Методика
измерения
самооценки
ДембоРубинштейна;
- Методика
изучения
мотивации
учения
подростков
По
М.
Лукьяновой;
- Методика
изучения
отношения
к
учебным
предметам Г.Н.
Казанцевой
Диагностически
е
методики,
направленные
на
изучение
межличностных
отношений
учащихся
- Социометрия;
Методика
"Лидер";
- «Диагностика
межличностных
отношений»
(Т. Лири);
- Определение
индекса

централизован
но
разработанного
инструментари
я.

9

групповой
сплоченности
Сишора
Диагностически
е
методики,
направленные
на
изучение
тревожности у
учащихся
- Диагностика
уровня
школьной
тревожности;
- Методика
измерения
уровня
тревожности (Ш
кала
Дж.Тейлора)
Предметные При изучении
результаты учебных
предметов могут
быть
предусмотрены
различные виды
контроля,
предусмотренны
е в п. 1.3.2
Особенности
оценки
личностных,
метапредметны
х и предметных
результатов и
п.1.3.3.
Организация и
содержание
оценочных
процедур ООП
СОО МБОУ
ВСШ № 27
МетапредВ соответствии с
метные
п. 1.3.2
результаты Особенности
оценки
личностных,

В соответствии с
п.1.3. Система
оценки
достижения
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательно
й программы
основного
общего
образования

Процедуры
внутренней и
внешней оценки
в соответствии с
п.1.3.Система
оценки
достижения
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательно
й программы
основного
общего
образования
(п.1.3.1. Общие
положения)

Способность к
самостоятельном
у
приобретению

Основной
процедурой
итоговой
оценки
достижения

Итоговая
оценка
складывается
по результатам
итоговых работ
по предметам и
промежуточно
й
аттестации

Результатом
может
быть
любая
из
следующих
работ:
10

метапредметны
х и предметных
результатов

знаний и
решению
проблем;
-Сформированность
предметных
знаний и
способов
действий;
-Сформированность
регулятивных
действий;
-Сформированность
коммуникативных действий

метапредметных
результатов
является защита
итогового
индивидуального
проекта.
Инструментари
й строится на
межпредметной
основе и может
включать
диагностически
е материалы по
оценке
читательской
грамотности,
ИКТкомпетентности,
сформированности
регулятивных,
коммуникативных и
познавательных
учебных
действий.

а) письменная
работа
(эссе,
реферат,
аналитические
материалы,
обзорные
материалы,
отчёты
о
проведённых
исследованиях,
стендовый
доклад и др.);
б) художествен
ная творческая
работа (в
области
литературы,
музыки,
изобразительного искусства,
экранных
искусств),
представленная в виде
прозаического
или стихотворного
произведения,
инсценировки,
художественной
декламации,
исполнения
музыкального
произведения,
компьютерной
анимации и
др.;
в)
материальный
объект, макет,
иное
конструкторское изделие;
г)
отчётные
материалы по
социальному
11

проекту,
которые могут
включать как
тексты, так и
мультимедийн
ые продукты.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
Содержание среднего общего образования обучающихся с ЗПР
реализуется
в
соответствии с ООП СОО МКОУ СОШ с.п.Псыкод в связи с тем, что обучающиеся с ЗПР
полностью включены в общий образовательный поток. Преимущественно за счёт введения
учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов,
направленных на коррекцию недостатков физической и психической сферы. Содержательный
раздел включает: программу развития универсальных учебных действий; программы
отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов
внеурочной деятельности; рабочую программу воспитания; программу коррекционной
работы. 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий разработана в
соответствии с ФГОС СОО с учетом примерной ООП СОО и изложена в ООП СОО МКОУ
СОШ с.п.Псыкод при необходимости реализуется в соответствии с индивидуальным учебным
планом обучающегося с ЗПР.
2.2. Программы отдельных учебных предметов, спецкурсов, курсов внеурочной
деятельности, курсов коррекционно-развивающей области.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, спецкурсов, курсов внеурочной
деятельности изложены в пункте II.2. ООП СОО МКОУ СОШ с.п.Псыкод. При
необходимости реализуются в соответствии с индивидуальным учебным планом
обучающегося с ЗПР.
Программы логопедических занятий по коррекционной работе с учащимися со статусом ОВЗ с
ЗПР представлены в приложении 1.

Программы психологических занятий по коррекционной работе с учащимися со статусом ОВЗ
реализуют в соответствии с рекомендациями ТПМПК .
2.3. Рабочая программа воспитания изложена в пункте II.3. ООП СОО МКОУ СОШ
с.п.Псыкод При необходимости реализуются в соответствии с индивидуальным учебным
планом обучающегося с ЗПР.
2.4. Программа коррекционной работы изложена в II.4. ООП СОО МКОУ СОШ
с.п.Псыкод Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР планируется в урочной и
внеурочной деятельности. Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего
образовательного процесса:
• через
содержание
и
организацию
образовательной
деятельности
(индивидуальный и дифференцированный подход, поддержание эмоционально комфортной
обстановки в классе; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с
целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в
целом, повышения мотивации к школьному обучению);
12

• в рамках внеурочной деятельности.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
III.1. Учебный план
Для обучающихся с ЗПР разрабатывается индивидуальный учебный план, содержащий
обязательные предметные области, учебные предметы и индивидуальные коррекционные
занятия.
III.2. План внеурочной деятельности соответствуют плану внеурочной
деятельности ООП СОО.
III.3. Календарный учебный график соответствуют календарному учебному
графику ООП СОО МКОУ СОШ с.п.Псыкод
III.4. СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
III.4.1. Требования к кадровым условиям реализации адаптированной
образовательной программы среднего общего образования
Обучение обучающихся с ЗПР осуществляют учителя-предметники и специалисты
соответствующей квалификации, имеющие специальное профессиональное образование,
прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень
квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным
характеристикам по соответствующей должности. Обучение обучающихся с ЗПР
осуществляют учителя-предметники и специалисты соответствующей квалификации,
имеющие специальное профессиональное образование, прошедшие обязательную курсовую
или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой
занимаемой
должности
соответствует
квалификационным
характеристикам
по
соответствующей должности. Работу с обучающимися с ЗПР осуществляют:
- учителя-предметники;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- классные руководители.
Педагоги повышают свою квалификацию
согласно перспективному графику
прохождения курсов.
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР в МКОУ СОШ
с.п.Псыкод осуществляют социальные педагоги. Деятельность социальных педагогов
направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их
интересов; создание для обучающихся комфортной и безопасной образовательной среды.
Социальные педагоги (совместно с педагогом-психологом) участвуют в изучении
особенностей обучающихся с ЗПР, их условий жизни и воспитания, социального статуса
семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывают
социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов,
проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ЗПР.
Социальные педагоги проводят профилактическую и информационно-просветительскую
13

работу по защите прав и интересов обучающихся с ЗПР; по выбору профессиональных
склонностей и интересов. Основными формами работы социальных педагогов являются: урок
(за счет классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (с
учащимися, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (с учащимися,
родителями, педагогами). Социальные педагоги взаимодействуют с классным руководителем,
в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (законными
представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по
защите прав детей. Комплексное психолого-педагогическое и медико-социального
сопровождение обучающихся с ЗПР с целью создания условий для их наиболее полной
самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляют классный
руководитель и учителя – предметники совместно с социальными педагогами, педагогомпсихологом и учителем-логопедом.
Психологическое сопровождение обучающихся с ЗПР в МКОУ СОШ с.п.Псыкод
осуществляет педагог-психолог. Его деятельность направлена на обеспечение оптимального
развития ребенка со статусом ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении и его
успешную интеграцию в социуме: предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации
(учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута,
нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками,
учителями, родителями); психологическое обеспечение образовательных программ; развитие
психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся,
родителей, педагогов. Основные формы работы педагога-психолога с детьми с ЗПР: словесные
методы обучения: беседа, рассказ, объяснение; наглядные методы обучения: показ
иллюстраций, работа по образцу; практические методы обучения: тренировочные и игровые
упражнения, тренинговые задания; упражнения на закрепление и применение; релаксация –
расслабление, выход из интеллектуальной сферы. Педагог-психолог в своей работе
взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса для наиболее полной
реализации программы коррекционной работы с детьми со статусом ОВЗ.
Одной из наиболее важных сторон
деятельности группы
специалистов
сопровождения по включению ребенка с ЗПР в образовательное пространство школы является
работа учителя-логопеда.
Работа учителя-логопеда с одной стороны, определяется общими стратегическими
целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами
образования. С другой стороны, учитель логопед следует частным чисто профессиональным
целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде
всего помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных
программ (прежде всего по русскому языку), содействуя учителям в учебно-воспитательной
работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации
общеобразовательного процесса.
Учитель-логопед обеспечивает сопровождение детей с ЗПР (системным речевым
недоразвитием легкой и тяжелой степенью, обучающихся с задержкой психического
развития). Основными направлениями работы являются: коррекция звукопроизношения,
обогащение лексико-грамматического строя речи, развитие навыков диалогической и
монологической форм речи, формирование связной речи, развитие коммуникативной функции
речи, коррекция нарушений чтения и письма, развитие представлений об окружающей
действительности, развитие познавательной сферы.
14

Помимо работы со школьниками учитель-логопед оказывает помощь педагогам родителям (их
законным представителям) в воспитании и обучении детей с ОВЗ. Дает рекомендации в
соответствии с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей детей. Проводит мероприятия, способствующие
повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение
коррекционно-воспитательных задач.
III.4.2. Психолого-педагогические условия реализации адаптированной
образовательной программы среднего общего образования обучающихся
Непременным условием реализации требований ФГОС СОО для обучающихся с ЗПР является
создание в МКОУ СОШ с.п.Псыкод психолого-педагогических условий, обеспечивающих:
 формирование и развитие психолого-педагогической компетентности
участников образовательных отношений;
 вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней
психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;
 дифференциацию и индивидуализацию обучения детей с ЗПР.
Цели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР:
 создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся
с ЗПР и их успешного обучения;
 обеспечение адаптированности обучающихся к образовательному процессу в
условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (ФГОС СОО);
 обеспечение системы мониторинга формирования универсальных учебных действий
обучающихся с ЗПР в условиях реализации ФГОС СОО.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
 систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с
с ЗПР и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
 реализация системы комплексного психолого-педагогического и социального
сопровождения и поддержки обучающихся с ЗПР, включающую комплексные
исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения АОП СОО
для обучающихся с ЗПР;
 реализация системы внутришкольного мониторинга образовательных
достижений (личностных, метапредметных и предметных) обучающихся с ЗПР;
 оказание консультативной и методической помощи учителям МБОУ ВСШ № 27 по
вопросам организации эффективного обучения обучающихся с ЗПР в условиях
реализации ФГОС СОО;
 повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей, родителей,
педагогов.
Основными формы психолого-педагогического сопровождения:
 диагностика, направленная на выявление особенностей статуса обучающегося с
ЗПР. Она может проводиться на этапе знакомства с ребенком, после зачисления его в МКОУ
СОШ с.п.Псыкод в конце каждого учебного года;
 консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется педагогомпсихологом с учетом результатов диагностики;
 профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная
работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.
15

К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения при получении
среднего общего образования относится:
 сохранение и укрепление психологического здоровья;
 мониторинг возможностей и способностей обучающихся с ЗПР;
 формирование у обучающихся с ЗПР ценности здоровья и безопасного образа
жизни;
 развитие экологической культуры;
 выявление и поддержку детей с особыми образовательными потребностями;
 формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
 поддержку детских объединений и ученического самоуправления.
В МКОУ СОШ с.п.Псыкод организована работа по сопровождению детей с проблемами
в развитии, школьными трудностями, проявлениями социальной дезадаптации.
Основной целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение
психолого-педагогической поддержки учебной деятельности, установление индивидуальных
путей личностного развития обучающихся с ЗПР, реализация их творческого потенциала.
Работа по
психолого-педагогическому
сопровождению обучающихся с ЗПР
осуществляется в двух направлениях:
 актуальное (ориентированное на решение уже имеющихся трудностей,
возникших у ребенка);
 перспективное (ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии).
Оба направления реализуются совместными усилиями всех специалистов службы
сопровождения (педагог-психолог, социальные педагоги, учитель-логопед, классные
руководители, зам. директора по УВР).
В деятельности службы сопровождения существует три обязательных компонента,
взаимосвязанных друг с другом:
 диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального);
 реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционноразвивающей направленности;
 анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она
имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития
ребенка с ЗПР.
Основные этапы и направления психолого-педагогического сопровождения АОП СОО
обучающихся с ЗПР:
1.Оценка исходного уровня предпосылок сформированности универсальных
учебных действий у детей при поступлении в школу.
2.Осуществление общей экспресс-диагностики, позволяющей судить об уровне
психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных
действий у ребенка.
3.Углубленная диагностика обучающихся с ЗПР, показавших низкие образовательные
результаты.
4. Организация и проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей и
педагогов.
5.Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики,
основной целью которого является оказание помощи и выравнивание стартовых
возможностей обучающихся.
16

6. Обеспечение условий для формирования УУД у обучающихся с ЗПР.
7.Организация психолого-педагогической поддержки обучающихся с ЗПР.
III.4.3. Финансовое обеспечение реализации адаптированной образовательной
программы среднего общего образования
Соответствует пункту III.4.3. ООП СОО.
III.4.4. Материально-технические условия реализации адаптированной
образовательной программы среднего общего образования
Материально-техническая база МКОУ СОШ с.п.Псыкод, описанная в п. III.4.4. ООП
СОО, позволяет решать задачи по обеспечению реализации адаптированной образовательной
программы среднего общего образования и созданию соответствующей образовательной и
социальной среды для обучающихся с ЗПР.
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение среднего общего образования обучающихся с
ЗПР отвечают не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с
этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражена
специфика требований к:

организации пространства, в котором обучается ребёнок с ЗПР;

организации временного режима обучения;

техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР;

учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным
средствам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с
ЗПР.
Требования к организации пространства
Под особой организацией образовательного пространства понимается создание
комфортных условий во всех учебных и внеучебных помещениях.
МБОУ ВСШ № 27 имеет в своём распоряжении кабинеты для проведения занятий с
педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими специалистами, отвечающие задачам
программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения
учащегося с ЗПР.
Для обучающихся с ЗПР создаётся доступное пространство, которое позволяет
воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники,
а именно удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным
материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке
/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе,
ближайших планах и т.д..
Организация рабочего пространства учащегося с задержкой психического развития в
классе предполагает выбор парты и партнера. При реализации АОП СОО обучающемуся с ЗПР
обеспечивается возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.
Требования к организации временного режима обучения
Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя, день)
устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об
образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.).
Сроки освоения АОП СОО учащимися с ЗПР составляют 2 года (10-11 классы).
17

Продолжительность учебного года, недели, каникул устанавливается в соответствии с
годовым календарным графиком МКОУ СОШ с.п.Псыкод
Обучение и воспитание осуществляется, как в урочной, так и во внеурочной
деятельности учащегося.
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения,
мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают
познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения обучающихся
с ЗПР, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: компьютеры
c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами,
интерактивные доски и др.
Учебный и дидактический материал
При освоении АОП СОО учащиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для
сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые
образовательные
потребности,
приложениями
и
дидактическими
материалами
(преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности) и пр.
Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу
образования обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных связей
участников образовательной деятельности, их наличие.
III.4.5. Информационно-методические условия реализации адаптированной
образовательной программы среднего общего образования
Информационно-методические условия реализации адаптированной образовательной
программы среднего общего образования соответствуют пункту III.4.5. основной
образовательной программы среднего общего образования МКОУ СОШ с.п.Псыкод
Следует отметить, что в МКОУ СОШ с.п.Псыкод, при необходимости, создается
информационная образовательная среда для дистанционной формы обучения обучающихся,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно
коммуникационных технологий; обеспечивается широкий доступ обучающихся с ЗПР,
родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и
рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий,
мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
III.4.6. Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в
соответствии с адаптированной образовательной программой среднего общего
образования
Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с
адаптированной образовательной программой среднего общего образования соответствует
пункту III.4.6. ООП СОО МКОУ СОШ с.п.Псыкод
III.5. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
Вид контроля

Цели контроля

Кто
контролирует

Объекты
контроля

Методы сбора
информации

Периодичность
контроля

18

Тематический
контроль
«Соответствие
процесса
введения ФГОС
проектным
требованиям»

Текущий
контроль
«Уровень
достижения
образовательных
результатов»
Фронтальный
контроль
«Деятельность
учителя, учителялогопеда,
педагогапсихолога
по
формированию
универсальных
учебных
действий».

Выявить
степень
соответствия
процесса введения
ФГОС проектным
требованиям.

Зам.
директора по
УВР

Выявить
уровень
сформированности
УУД

Педагогпсихолог

Оценить
эффективность
деятельности
учителя,
учителялогопеда, педагогапсихолога
по
формированию
универсальных
учебных действий.

Зам.
директора по
УР

Выявить уровень

Директор

Организационные
ресурсы:
расписание уроков,
занятий
коррекционноразвивающей
области,
внеурочной
деятельности,
проведение
1
этапа
диагностики
уровня
сформированности
УУД обучающихся
10-11-х классов.
Методические
ресурсы
реализация
адаптированной
образовательной
программы,
реализация
программ
коррекционноразвивающей
области, программ
внеурочной
деятельности,
обеспеченность
учебной
литературой.
Кадровые
ресурсы:
владение
педагогами
технологией
формирования
УУД
Материально
–
технические
ресурсы:
Оборудование
учебных
кабинетов.
Обучающиеся

Изучение расписания
уроков,
коррекционных
занятий с учителемлогопедом
и
педагогомпсихологом,
внеурочной
деятельности.
Посещение занятий,
изучение результатов
диагностики.

Посещение уроков,
коррекционных
занятий,
занятий
внеурочной
деятельности.

Анализ
занятий.

учебных

Диагностика УУД

Педагоги

Материальные
и
информационные
ресурсы:
-аудиовизуальные
средства;

ноябрь

сентябрь,
май

январь
Посещение уроков,
занятий
коррекционноразвивающей
области,
занятий
внеурочной
деятельности

19

обеспечения
деятельности
учителя по передаче
учебной
информации:

Тематический
контроль
«Организация
деятельности
обучающихся по
достижению
образовательного
результата»

Итоговый
контроль
«Реализация
адаптированной
образовательной
программы
среднего общего
образования в 10х-11-х классах»

Тематический
контроль
«Уровень
оснащённости
учебного
процесса
для
реализации
адаптированной
образователь
ной программы
среднего общего
образования»

-аудиовизуальны
ми
средствами;
печатными
наглядными
пособиями;
демонстрационными
пособиями;
- средствами для
проведения
лаб.
практических работ.
Выявить
степень
использования
деятельностного
подхода
в
образовательном
процессе

Установить полноту
реализации
целей
введения
ФГОС,
адаптированной
образовательной
программы.
Выявить причины
недостатков, внести
коррективы
в
следующий
этап
работы
по
внедрению ФГОС.
Выявить
степень
соответствия
ресурсов
планируемым
результатам.

печатные
наглядные
пособия;
демонстрационные
пособия;
- средства для
проведения лаб. и
практических
работ.

Зам.
директора по
УВР

Зам.
директора по
УВР

учебнопознавательная
деятельность
практическая
деятельность
- коммуникативная
деятельность
-речевая
деятельность
-музыкальнотворческая
деятельность
- художественнотворческая
деятельность
двигательная
деятельность
-игровая
деятельность
Результаты
достижения
предметных целей;
метапредметных
целей; личностных
целей
обучающихся.

Посещение уроков,
занятий
коррекционноразвивающей
области,
занятий
внеурочной
деятельности

март

Собеседование
с
педагогам,
родителями, изучение
результатов
диагностики,
изучение портфолио
обучающихся

май

Разработанные
рабочей группой
инструкции
для
обучающихся по
использованию
атласов,
карт,
алгоритмы работы
со
словарями,
энциклопедиями;
правила работы с
лабораторным
оборудованием при
проведении
опытов.

Изучение методичес
ких ресурсов

апрель

20

(«Инструкция для
обучающегося при
проведении
лабораторных
работ»).
Разработанные
методики
использования
программного
обеспечения,
позволяющего
формировать
навыки
практической
деятельности,
планы наблюдений
за объектами и
природными
явлениями.

III.6. Разработка сетевого графика (дорожной карты) по формированию
необходимой системы условий
Соответствует пункту III.6. ООП СОО.
III.7. Разработка контроля состояния системы условий
Соответствует пункту III.6. ООП СОО.
III.8. Этапы реализации АОП СОО и ответственные за их реализацию
1. Сбор и анализ информации об обучающихся с ЗПР (заместитель директора по УВР,
классный руководитель, социальные педагоги, педагог-психолог):
- оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития и образования детей;
- определение способностей и потребностей;
- оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программнометодического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
2. Планирование, организация и координация деятельности (администрация, социальный
педагог, учителя – предметники):
- организация образовательного процесса для детей с ЗПР;
- обеспечение специального сопровождения детей с ЗПР разными специалистами и
педагогами;
- разработка рабочих программ.
3. Подготовка материально технической базы для создания доступной безбарьерной среды
(администрация):
- создание в каждом учебном кабинете 1-2 места для инвалидов с дополнительным освещением
и подводкой систем связи и информации;
- приобретение коррекционно – развивающего программного комплекса в комплекте со
специальной программируемой клавиатурой;
- комплектование библиотеки специальными адаптивно - техническими средствами для
инвалидов;
- создание комфортных условий и оборудование зон отдыха и ожидания для детей с ЗПР.
4. Диагностика и контроль (администрация):
- диагностика соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ
особым образовательным потребностям ребёнка;
21

- контроль за результатами освоения образовательных программ;
- контроль и диагностика подготовки, обучающихся с ЗПР, соответствие ее требованиям ФГОС
ООО.
5.Регуляция и корректировка (администрация, социальный педагог, учителя – предметники):
- внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения
детей с ЗПР;
- корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
III.9. Результаты реализации программы
Оценка результатов реализации программы
Оценка результатов реализации АОП СОО и коррекционной работы педагогов и всех
специалистов, сопровождающих ученика с ЗПР производится по результатам итоговой
аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов
медицинского обследования с занесением данных в дневники динамического наблюдения.
Ожидаемые результаты внедрения программы:
- формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у
обучающихся с ЗПР;
- повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам
коррекционной работы с обучающимися с ЗПР.
В МКОУ СОШ с.п.Псыкод созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии
и воспитании детей с ЗПР:
- способствующие качественному и доступному образованию;
- предоставляющие совместное обучение детей с ЗПР и детей, не имеющих нарушений в
развитии;
- обеспечивающие социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными
возможностями здоровья.

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».