Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Описание образовательной программы

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП (вариант 8.3) - это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. 

АООП (вариант 8.3) МКОУ «СОШ с.п.Псыкод» (далее - учреждение) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального общего образования (далее - ОВЗ) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - Стандарт), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения на основе примерной адаптированной основной образовательной программы - вариант 8.3. 

Цель реализации АООП (вариант 8.3) определяется ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. 

АООП (вариант 8.3) определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и предполагает решение следующих задач: 

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, 

физическое); 

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; 

формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, 

доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками); 

создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; 

обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с РАС с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; 

формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с РАС. 

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 

В основу разработки АООП (вариант 8.3) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. 

Дифференцированный подход к построению АООП (вариант 8.3) для обучающихся с РАС предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. АООП (вариант 8.3) составлена в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с РАС к: 

структуре образовательной программы; 

условиям реализации образовательной программы; 

результатам образования. 

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательной программы обеспечивает вариативность содержания образования, предоставляя обучающимся с РАС возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. 

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с РАС. 

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с РАС школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). 

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. 

В контексте разработки АООП (вариант 8.3) для обучающихся с РАС реализация деятельностного подхода обеспечивает: Хочу такой сайт

придание результатам образования социально и личностно значимого характера; 

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; 

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; 

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. 

В основу формирования АООП (вариант 8.3) положены следующие принципы: 

принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); 

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей 

обучающихся; 

принцип коррекционной направленности образовательного процесса; — принцип 

развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на 

развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; 

онтогенетический принцип; — принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования 

обучающихся с РАС на всех ступенях образования; 

принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; 

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; 

принцип сотрудничества с семьей. 

Общая характеристика. АООП (вариант 8.3) предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООП предполагает постепенное включение детей в образовательную деятельность за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах, поэтапное формирование учебной деятельности 

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. 

АООП (вариант 8.3) создается на основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется. К АООП (вариант 8.3) с учетом образовательных потребностей отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы (далее - ИУП). 

Вариант 8.3. может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах. Учреждение обеспечивает требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с РАС в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. 

Определение варианта АООП для обучающихся с РАС осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

описание АООП 8.3 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 460837604057956529703830632163952415623550190445 Директор/Заведующий Кимова Мадина Ногмановна Дата подписания документа 24.10.2023 22:20:59 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».