Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития СОО
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа среднего общего образования (далее АОП СОО) разработана на основе ФГОС СОО, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В структуре АОП СОО для обучающихся с ЗПР представлены:
1. Целевой раздел, включающий:
- пояснительную записку, в которой раскрываются:
цель реализации АОП СОО; принципы и подходы к формированию АОП СОО; общая характеристика АОП СОО; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.
- планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы среднего общего образования;
- систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АОП СОО.
2. Содержательный раздел, включающий:
- программу формирования универсальных учебных действий;
-программу отдельных учебных предметов, спецкурсов, курсов коррекционно-развивающей направленности и курсов внеурочной деятельности;
-рабочую программу воспитания;
-направления и содержание программы коррекционной работы.
3. Организационный раздел, содержащий:
- учебный план и календарный учебный график, план внеурочной деятельности;
- систему специальных условий реализации АОП СОО обучающихся с ЗПР (кадровые, финансовые, материально-технические условия).
4. Результаты реализации программы.
Адаптированная образовательная программа среднего общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема адаптированной образовательной программы среднего общего образования.
АОП СОО МКОУ СОш с.п.Псыкод разработана для обучающихся с задержкой психического развития (далее – с ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы среднего общего образования
Целями реализации адаптированной образовательной программы среднего общего образования являются:
– становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, готовность к самоопределению;
– достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- создать специальные условия для получения среднего общего образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями;
- обеспечить доступность получения качественного среднего общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы среднего общего образования обучающимися с ЗПР;
- формировать российскую гражданскую идентичность обучающихся;
– создавать условия для развития и самореализации, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся с ЗПР.
Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы среднего общего образования
В основу разработки и реализации АОП СОО обучающихся с ЗПР заложен системно-деятельностный подход, который предполагает:
– формирование готовности обучающихся с ЗПР к саморазвитию и непрерывному образованию;
– проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся с ЗПР;
– построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся с ЗПР.
МКОУ СОш с.п.Псыкод при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на
личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности;
создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности обучающихся с ЗПР;
осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода, который позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающихся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК. Данная категория обучающихся нуждается в специальных условиях для получения образования.
Обучающихся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Обучающиеся с задержкой психического развития получают образование по варианту полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (10-11 классы). Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей (законных представителей), детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между подростком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями (законными представителями); работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АОП СОО; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. На развитие социальных (жизненных) компетенций обучающегося и поддержку в освоении АОП СОО направлена Программа коррекционной работы АОП СОО МКОУ СОШ с.п.Псыкод.
Достижение планируемых результатов освоения АОП СОО определяется по завершению обучения в средней школе. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АОП СОО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме.
Принципы разработки и реализации программы
1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода,
направленного на общее развитие личности обучающегося с ЗПР, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения
индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, форм и методов
организации обучения для каждого обучающегося с учетом его профессиональных и образовательных
потребностей, возможностей и условий воспитания.
3.Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития обучающихся, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем обучающегося;
4.Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития обучающегося.
Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи обучающимся.
6.Принцип комплексного взаимодействия в ходе реализации АОП СОО - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, педагога-психолога, методистов, социального педагога, администрации ОУ и других специалистов (при необходимости) для наиболее успешной реализации цели обучения обучающегося по АОП СОО.
I.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы среднего общего образования
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП СОО соответствуют пункту 1.2. ООП СОО и дополняются планируемыми результатами занятий коррекционно-развивающей области. В их числе:
Логопедические занятия по коррекционной работе
У обучающихся, имеющих речевые недостатки будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Психологические занятия по коррекционной работе
- иметь представление о видах эмоционального состояния личности (тревожность, агрессивность, неуверенность, обида);
- знать способы саморегуляции;
- знать что такое конфликт и каковы способы взаимодействия в конфликтной ситуации;
- уметь концентрировать внимание на отдельных предметах